Корзина
10 отзывов
+74957107057
+74957107057
"Автодом" - комплексный поставщик запасных частей для грузовой техники.

Полуось КАМАЗ: надежная связь редуктора с колесами

Полуось КАМАЗ: надежная связь редуктора с колесами

11.01.16

Полуось КАМАЗ: надежная связь редуктора с колесами

Как и в других автомобиля, в ведущих мостах грузовиков КАМАЗ передача крутящего момента от редуктора на колеса осуществляется полуосями. О том, какую роль полуоси играют в трансмиссии, какие типы полуосей используются в КАМАЗах, как они устроены и работают, а также об их ремонте читайте в этой статье.

Полуось КАМАЗ
 

Назначение полуосей в ведущих мостах

Ведущий мост любого современного автомобиля представляет собой сложную конструкцию, главной задачей которой является изменение и передача крутящего момента от карданного вала на каждое из колес. При этом в мостах как таковое отсутствует понятие оси — каждое колесо соединено с редуктором посредством специального вала, который называется полуосью.

На полуось возлагаются различные функции:

- Передача крутящего момента от редуктора ведущего моста на ступицу колеса;
― Передача моментов от колеса на редуктор, что используется в системе автоматической блокировки межколесного и межосевого дифференциалов;
― Связь редуктора и ступицы колеса с возможностью некоторого изменения расстояния между ними (это компенсирует изменение регулировки ступичных подшипников, температурное расширение металлов, износ деталей и т.д.);
― Участие в работе системы блокировки межколесного дифференциала (в качестве одного из ключевых компонентов).

Таким образом, полуось — это не просто железный вал, а ответственная деталь трансмиссии автомобиля. Особенно важную роль полуось играет в грузовых автомобилях, в том числе в КАМАЗах.

 

Типы и конструктивные особенности полуосей КАМАЗ

В ведущих мостах грузовиков КАМАЗ используются полностью разгруженные полуоси, которые служат только для передачи крутящего момента, а все изгибающие моменты, возникающие во время движения автомобиля, воспринимаются жесткой балкой моста. Конструктивно это достигнуто просто: полуось с внутренней стороны устанавливается в полуосевую шестерню дифференциала, а с внешней стороны монтируется к ступице колеса, которая сама посредством подшипников установлена в балке моста. Благодаря этому полуоси не подвергаются значительным нагрузкам, а кроме того они могут быть сняты и установлены без демонтажа или вывешивания колеса.

Все полуоси автомобилей КАМАЗ, независимо от их типа и назначения, имеют принципиально одинаковое устройство. Полуось представляет собой стальной вал, с одной стороны которого выполнены шлицы (для соединения с полуосевой шестерней), а на противоположной — фланец для крепления к ступице колеса. Во фланце выполнены отверстия для крепления к ступице (обычно 12 штук), два технологических резьбовых отверстия для демонтажа полуоси, а также резьбовые отверстия для монтажа системы подкачки шин.

Помимо этого, в полуосях выполняется канал из двух сверлений — радиального, выполненного в специальном утолщении со стороны фланца, и осевого, выходящее со стороны фланца. Через данный канал осуществляется подача сжатого воздуха в систему подкачки шин. Для подачи воздуха в полуось служит специальная головка подвода воздуха, которая располагается в балке моста и плотно устанавливается на специальном утолщении полуоси.

Полуось КАМАЗ

Установка полуоси в ведущем мосту выполнена просто. С внутренней стороны шлицы входят в зацепление с полуосевой шестерней дифференциала, чем обеспечивается передача крутящего момента. С внешней стороны фланец полуоси через прокладку устанавливается на ступицу колеса, при этом в отверстия фланца входят ввернутые в ступицу шпильки. На шпильки сначала надеваются разрезные конусные втулки (они обеспечивают центрирование шпилек и равномерный износ отверстий во фланце), затем пружинные шайбы, и вся эта конструкция затягивается гайками. При установке полуоси ее утолщение встает в головку подвода воздуха, также свое место занимает шейка под уплотнительную манжету (сальник).

Полуоси автомобилей КАМАЗ можно разделить на несколько типов по характеристикам и применимости.

В первую очередь, все полуоси делятся на две больших группы:

  • Простые (старого образца) — имеют 16 шлицев, применялись ранее, в настоящее время на большинство актуальных моделей КАМАЗ уже не ставятся;
  • Усиленные (нового образца, типа «Евро») — имеют 20 шлицев, сегодня находят наиболее широкое распространение.

Также полуоси можно разделить на два типа по возможности использования в мостах с блокировкой дифференциала:

  • Обычные полуоси для мостов без блокировки межколесного дифференциала;
  • Полуоси для мостов с блокировкой межколесного дифференциала.

Обычные полуоси имеют описанную выше конструкцию, полуоси для мостов с блокировкой имеют дополнительный шлиц (о таких полуосях говорят, что у них двойной шлиц) для зацепления с подвижной муфтой блокировки дифференциала. Данная муфта посредством специального механизма может перемещаться по шлицам полуоси, входить в зацепление с муфтой чашки дифференциала, что приводит к его блокировке.

Помимо этого, полуоси бывают правыми и левыми, они отличаются по длине и могут быть установлены только на свое место. Дело в том, что редуктор мостов камских грузовиков сдвинут в правую сторону относительно центра, поэтому полуоси и получаются различной длины: правые — короткие, левые — длинные.

Важно отметить, что основные данные полуоси зашифрованы в последних двух цифрах ее маркировки:

  • 69 — левая полуось со шлицами для блокировки межколесного дифференциала;
  • 70 — правая полуось;
  • 71 — левая полуось без шлицев для блокировки дифференциала.

В любом случае перед покупкой новой полуоси следует учитывать модификацию и год выпуска автомобиля, и модель установленных на нем мостов.

 

Вопросы ТО и замены полуосей

Полуоси КАМАЗ не нуждаются в каком-либо специальном техническом обслуживании, однако с течением времени они подвергаются износу и требуют замены. Наиболее часто приходится сталкиваться со следующими проблемами:

  • Износ и поломка шлицев;
  • Износ шейки под манжету (сальник);
  • Чрезмерный износ (выработка) отверстий под шпильки во фланце;
  • Износ и деформация фланца;
  • Деформация, скрутка, изгиб, обрыв и другие механические повреждения;
  • Износ ободка (утолщения) под установку головки подвода воздуха (а также и поломка самой головки).

В любом из этих случаев следует снять и заменить полуось. Обычно это проводится следующим образом:

  1. Поставить автомобиль на ровной площадке, затормозить колеса;
  2. Если есть система подкачки шин — демонтировать ее;
  3. Вывернуть гайки со шпилек, демонтировать шайбы и конусные втулки;
  4. Ввернуть два болта (обычно М16) в технологические отверстия;
  5. Постепенно вворачивая болты вытянуть полуось;
  6. При удалении полуоси также снять и старую прокладку.

Установка полуоси производится в обратном порядке, при этом следует обязательно использовать новую прокладку.

Также полуоси приходится снимать для проведения регулировок и ремонта моста. В этом случае рекомендуется провести дефектовку детали (согласно рекомендациям производителя конкретно по данной модели полуоси) и принять решение о ее замене. Следует обратить внимание на состояние шлицев (они не должны иметь сколов, деформаций, износа), фланца (он должен ровным, иметь допустимую толщину, обычно это 11 мм), отверстий фланца (недопустим чрезмерный износ и задиры) и самой полуоси (она должна быть ровной). Если состояние детали неудовлетворительное, ее следует заменить.

Важно уделять внимание состоянию полуосей, периодически проверять их и своевременно производить замену. Только в этом случае автомобиль будет надежно и безопасно выполнять сложную работу.

Предыдущие статьи